Новости

Исследование «Кризис и соцпакет»

Минувший кризисный год сильно изменил рынок труда. На смену нехватке квалифицированных кадров, о которой так много говорилось в последние годы, пришел общий тренд к сокращению расходов на персонал и увеличению производительности труда. Также возросло значение нематериальной мотивации, изменились роль и наполнение социального пакета.

Совместный проект Группы Ренессанс страхование и компании HeadHunter «Кризис и соцпакет» призван оценить как именно изменились приоритеты работодателей в формировании соцпакета и его роли на рынке труда.

Для этого в ноябре – декабре 2009 года был проведен опрос зарегистрированных пользователей сервисов для работодателей интернет-портала компании HeadHunter. За 2 месяца на вопросы ответили 424 представителей работодателей из следующих отраслей - промышленность, строительство, транспорт, связь, информационные технологии, торговля, общественное питание, бытовые услуги, финансы и пр. Сопоставив их ответы с ответами на аналогичные вопросы, заданные в рамках аналогичного проекта в 2008 году, мы получили объективную картину произошедших за последний год изменений.

В частности в ходе исследования удалось выяснить, что несмотря на кризис, более половины работодателей (56%) по-прежнему предоставляют соцпакет своим сотрудникам. Отказаться от него, по сравнению с 2008 годом, кризис заставил только 11% компаний, преимущественно небольших.

При этом, поскольку в результате кризиса возросла актуальность вопросов оптимизации расходов. Более половины работодателей (55%) были вынуждены пересмотреть опции включенные в соцпакет. В основном изменения были связаны с отказом от обучения сотрудников, льгот на кредитование и фитнесс.

Страхование же остается основной составляющей соцпакета. 65% работодателей заявили о наличии в нем ДМС. Некоторые компании были вынуждены отказаться от этой опции. В то же время на 7% увеличилась частота использования страхования от несчастного случая. Таким образом, доля страхования в соцпакете фактически осталась неизменной.

Сокращение бюджетов на ДМС, преимущественно происходило за счет изменения условий программ. Например, некоторые работодатели предпочли включить в договор опцию «госпитализация», отказавшись от более дорогостоящей «поликлиники». Другие, наоборот, сохранили эту услугу, сэкономив на других опциях полиса. Тем не менее, среднее количество услуг, входящих в программу ДМС, не изменилось по сравнению с 2008 годом и осталось на уровне 4-5.

Немаловажным является и тот факт, что за прошедший год удовлетворенность работодателей сотрудничеством со страховщиками возросла более чем в четыре раза, а число компаний, руководство которых не видит смысла в предоставлении ДМС сотрудникам, за год сократилось на 14%.