СМИ

Страховой перегрев. Участники рынка волнуются, что их доходы растут медленнее расходов

Российский страховой рынок близок к насыщению, а страховой бизнес становится убыточным. Цена бизнеса -- расходы компаний на продвижение своих услуг на рынке и удержание его доли -- растет быстрее сборов премий. Такими выводами поделился вчера с журналистами президент группы компаний «Росгосстрах» Данил Хачатуров. Представители страхового рынка придерживаются аналогичного мнения.

По словам г-на Хачатурова, расходы на ведение дела в прошлом году по сравнению с 2003-м выросли на 33%, а премии -- на 27%. При этом доля оплаты труда в расходах на бизнес выросла в 2004 году до 43% против 40% годом ранее. Комиссия страховых агентов составила 7,1 млрд руб., увеличившись за год на 49%. По итогам 2005 года ожидается увеличение этих показателей. «Во всем цивилизованном мире страховщики конкурируют тарифами, а в России -- комиссионными вознаграждениями», -- отметил г-н Хачатуров. «Нас тоже беспокоит гонка комиссионных вознаграждений продавцам, которую устраивают некоторые компании-однодневки. В основном это касается ОСАГО», -- говорит заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.

«Практически все страховые компании в настоящее время занялись ритейловым бизнесом, а это автоматически означает рост расходов на ведение дел. Рынок перегрет по зарплатам, комиссионным вознаграждениям, рекламе и прочим затратам, -- говорит Данил Хачатуров. -- Хотя очевидно, что любая нормальная компания не может позволить себе такие расходы». По его прогнозу, компании, которые не справятся с планированием своих расходов, вынуждены будут покинуть рынок или цивилизовано перейти в статус страховых брокеров. «По нашим оценкам, инвестиции в сеть продаж отбиваются через три-четыре года, -- говорит генеральный директор «Ренессанс Страхования» Николай Клековкин. -- На фоне растущего рынка требуются большие инвестиции, чтобы его обслуживать. От этого никуда не деться».

«С каждым годом маржа от страховых операций будет снижаться, -- прогнозирует глава «Росгосстраха». -- Раньше маржа позволяла страховщикам развиваться и инвестировать, в ближайшие годы финансовый результат от ведения бизнеса стабилизируется на уровне 2--3%, что, впрочем, соответствует классическим мировым показателям». «Наверное, сегодня в России в страховании другой маржи и нельзя ожидать, это не нефтяной бизнес, -- соглашается г-н Клековкин. -- Страховщики зарабатывают за счет роста объема рынка».

По словам г-на Хачатурова, источником доходов страховщиков в основном станут инвестиционные доходы. «Западные страховщики почти все свои доходы получают от инвестиционной деятельности, результат собственно страховых операций очень невелик. Российский рынок движется в том же направлении», -- отмечает г-н Иванов.

«В России уровень инвестиционных доходов постоянно снижается -- год назад на рынке было реально заработать 15--20% годовых, сегодня -- максимум 10%», -- говорит г-н Хачатуров.

В то же время согласно новому приказу Федеральной службы страхового надзора о размещении средств страховых резервов страховщики могут вкладывать деньги только в очень консервативные ценные бумаги. «Новый порядок размещения резервов приведет к резкому сокращению рынка, в разы, -- говорит г-н Хачатуров. -- Некоторые пункты правил должны быть смягчены, и через какое-то время, думаю, ФССН к этому придет. Или мы все придем в ФССН и попросим расширить список». Также «Росгосстрах» планирует воспользоваться возможностью передачи части резервов в доверительное управление.

В планах компании -- расширять спектр предоставляемых услуг по видам страхования. «Мы будем заниматься всеми направлениями страхования», -- говорит г-н Хачатуров. Так, «Росгосстрах» может создать собственную перестраховочную компанию, которая будет заниматься в том числе и международным перестрахованием. По словам главы компании, такое решение еще не принято, это будет возможно, если команда специалистов, пришедших недавно в компанию, станет достаточно сильной. «В этом случае мы догоним по объемам бизнеса в области перестрахования «Ингосстрах», -- заявил г-н Хачатуров. «Для «Росгосстраха» это вполне посильная задача, -- комментирует г-н Клековкин. -- Для перестрахования нужен большой капитал и профессиональные андеррайтеры, это все у них есть».