СМИ

ОСАГО на грани

На третьем году действия обязательной «автогражданки» предельного уровня допустимой убыточности (отношение выплат к премиям за вычетом расходов издержек) достигли 23 из 165 российских страховых компаний, занимающихся этим видом страхования. Об этом вчера заявила замдиректора департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева на 12-й Международной конференции по страхованию стран СНГ и Балтии. По словам г-жи Балакиревой, уровень убыточности этих компаний превышает 77%, этот показатель является предельным, так как согласно закону об ОСАГО 23% от суммы страховых взносов отводится страховщикам на расходы на ведение дел (РВД).

Данные по убыточности ОСАГО в Российском союзе автостраховщиков (РСА) аналогичны. По словам начальника управления методологии союза Владимира Козлова, коэффициент выплат по ОСАГО (отношение выплат к собранным премиям) в четвертом квартале 2004 года составлял 42%, в первом квартале 2005 года -- 46%, а во втором квартале 2005 года -- уже 51%, или 75--77% за вычетом РВД.

Эти новости вряд ли стали неожиданными для страхового рынка. За последние полгода лицензии ОСАГО были отозваны у пяти компаний -- «Авест», Западно-Сибирская транспортная компания, «Доверие», Евро-Азиатская страховая компания, Страховое общество содружества независимых государств), приостановлены у трех -- «Промэнергоресурс» (ранее «Коместра-Центр»), ФСО «Cтоличное», «Урал-Рецепт». С середины сентября РСА начал выплаты пострадавшим от клиентов компаний с отозванными лицензиями. Сумма убытков, оставленных этими страховщиками, оценивается экспертами в 600 млн руб. Пока на выплаты средств хватает -- в резерве РСА около 1 млрд руб. (члены РСА перечисляют в гарантийный фонд 1% с каждого проданного полиса). Но если счет уходящих с рынка компаний пойдет на десятки, деньги быстро закончатся, а где брать дополнительные средства, в законе об ОСАГО не сказано. «РСА и «Росстрахнадзору» следует сконцентрировать усилия на мониторинге ключевых показателей платежеспособности страховщиков, участвующих в обязательной «автогражданке», -- считает исполнительный директор Агентства массовых страховых коммуникаций Денис Брызгалов.

В последнее время все больше автостраховщиков говорят о надвигающемся коллапсе рынка «автогражданки». Так, по мнению заместителя гендиректора «Ингосстраха» Игоря Ямова, рынок ОСАГО стремительно входит в кризисную фазу развития. «На пороге кризиса находится ряд компаний, число которых измеряется десятками», -- полагает он. Согласно прогнозам г-на Ямова, пик кризиса обязательной «автогражданки» придется на зимний период, а уже к весне ситуация должна стабилизироваться. С этого момента станет понятно, какие именно игроки останутся в итоге на рынке ОСАГО.

«Рынок ОСАГО -- только для очень крупных компаний, которые могут жить на маленькой марже, -- говорит замгендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов. -- Кризис «автогражданки» переживут только те страховщики, которые резервировали средства, полученные за первые два года работы, а не тратили их». Генеральный директор «Ренессанс Страхования» Николай Клековкин отмечает, что «высокая убыточность по ОСАГО в тех регионах, где некорректно были выставлены территориальные коэффициенты и маленькие страховщики, которые работали только там, летели с рынка». «Я не думаю, что рынок «автогражданки» ждет кризис, -- говорит он. -- Убыточность ОСАГО в «Ренессанс Страховании» находится на уровне 50--60%, поэтому мы спокойны». По мнению г-на Иванова, российским автостраховщикам «нужно дотерпеть до того момента, когда тарифы ОСАГО будут регулироваться самим рынком, как это делается на Западе».

Таким образом, все более актуальным становится вопрос о повышении страховых тарифов по ОСАГО. Однако только на прошлой неделе директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин говорил, что правительство не планирует изменения базовой ставки по крайней мере в течение ближайшего года. А это значит, что страховому рынку придется потуже затянуть пояс, а клиентам -- быть более осмотрительными при выборе компании.

Министерство финансов подготовило два законопроекта с поправками в закон об ОСАГО, сообщила Интерфаксу Вера Балакирева. Первая поправка уточняет порядок досрочного расторжения договора ОСАГО в случае замены автомобиля, смены автовладельца, а также при наступлении неплатежеспособности страховщика. Второй законопроект с поправками в закон об ОСАГО включает ряд более существенных моментов. В первую очередь это связано с распределением ответственности страховщика при ДТП, где пострадали несколько лиц, и установлением лимита ответственности не на один страховой случай, а на каждого пострадавшего. Кроме того, законопроект Минфина содержит поправку, уточняющую понятие «внутренние территории». Поправки Минфина в закон об ОСАГО коснутся и сроков действия полисов (они будут сокращены, а для юридических лиц введены сезонные полисы). Некоторые поправки, по замыслу Минфина, должны служить введению системы европейского протокола -- облегченного оформления мелких ДТП без участия представителей ГИБДД.