СМИ

Особый страховой случай

Страхование дорогих вещей и недвижимости становится все более популярным у клиентов страховых компаний. Поэтому сегодня практически все компании обзавелись спецотделами по работе с VIP-клиентурой. На что может рассчитывать у страховщиков состоятельный человек, выясняла Юлия Чайкина.

VIP на колесах

Наиболее распространены VIP-программы в автостраховании. Владельцы Rolls-Royce, Maybach, Lamborghini, Bentley, Ferrari, Maserati сразу становятся VIP-клиентами страховых компаний. Таким клиентам достается ряд преимуществ при покупке страховки -- начиная от страхового тарифа и заканчивая особым страховым сервисом. 

Если стоимость годового каско (страхование рисков "угон плюс ущерб") для нового Ford Focus составляет 9-10% от стоимости машины, то для эксклюзивных иномарок страховой тариф будет не выше 6%. Впрочем, страховка люксовых иномарок в результате выйдет дороже, чем полис автомобиля средней руки. Например, по словам страховщиков, каско Ferrari стоимостью около ?300 тыс. обойдется ее владельцу примерно в ?18 тыс. в год. За эти деньги страховщики обещают владельцам дорогих марок "Супер-VIP-сервис" (SVS). 

"Данной программой предусмотрен специализированный пакет услуг для владельцев дорогих автомобилей,-- рассказывает начальник отдела центра страхования автотранспорта РОСНО Дмитрий Кузнецов.-- Обладатель пакета 'VIP-обслуживание' может быть уверен, что все формальности, связанные с урегулированием убытка, компания возьмет на себя. А все, что нужно сделать клиенту при наступлении страхового случая,-- позвонить на круглосуточный телефонный пульт". Помимо круглосуточной связи у VIP-клиента есть аварийный комиссар, который возьмет на себя общение с ГАИ и ремонтными сервисами. 

Помимо персонального менеджера и аварийного комиссара SVS-договоры предполагают круглосуточную техническую помощь и такси для клиента в случае аварии. Страховщики обещают добавить к сроку действия полиса количество дней, потраченных на ремонт попавшего в аварию автомобиля. Как рассказал "Деньгам" завсектором по работе с банками "Ингосстраха" Артем Бобцов, "благодаря тому, что 'Ингосстрах' может оплачивать восстановление редких автомобилей не только в России, но и за рубежом, мы можем урегулировать страховые случаи без дополнительных действий владельца дорогого авто". 

Впрочем, чтобы воспользоваться особым сервисом у страховщика, отнюдь не обязательно ездить на Bentley. Обладатель новой иномарки стоимостью от $40 тыс. может рассчитывать на VIP-обслуживание, заплатив за полис не менее $3 тыс. в год. Кроме того, достаточно доплатить страховщику $250-300 сверх обычной стоимости каско для автомобиля средней ценовой категории -- и VIP-обслуживание будет включено в страховой договор. Еще один способ оказаться особым клиентом подсказал Артем Бобцов: "Достаточно один раз купить договор автокаско на сумму от $3 тыс. и стать нашим VIP-клиентом, а затем продлить его на следующий год". По его словам, в дальнейшем, даже при снижении стоимости страхового полиса, VIP-статус клиента в компании все равно сохраняется. 

Домовой по вызову

Артем Бобцов: «Достаточно один раз купить договор автокаско на сумму от $3 тыс. и стать нашим VIP-клиентом» 

По данным компаний, активно продаются и VIP-программы страхования имущества. Они касаются не только квартир, загородной недвижимости, но и земельных участков, хозяйственных построек и даже домашних животных. В РОСНО, например, минимальный платеж по VIP-программе страхования загородного дома стоимостью $100 тыс. составляет $300 в год. При этом строение будет застраховано по пакету рисков: пожар, удар молнии, взрыв газа, залив водой. А "Ингосстрах" за $3 тыс. в год застрахует по полному пакету рисков не только коттедж стоимостью $500 тыс., но и все имущество внутри, а также постройки на территории участка. 

Страховщики пытаются быть ближе к владельцам дорогой недвижимости в прямом смысле слова. Например, СОГАЗ открыл свое представительство в месте сосредоточения своих потенциальных VIP-клиентов -- в поселке Жуковка на Рублевском шоссе. Как заявил "Деньгам" начальник управления маркетинга СОГАЗа Алексей Смертин, высокодоходная VIP-аудитория требует не просто индивидуального, а эксклюзивного подхода к своим рискам. "Это очень сложный сегмент продаж, доступный не всем компаниям,-- рассказывает господин Смертин.-- Мы подошли к данному проекту комплексно -- создали не просто специальные страховые VIP-продукты, но и специализированный центр продаж. Наряду с персональным обслуживанием каждого клиента мы применяем персональный подход к расчету каждого риска". 

Владельцу недорого по меркам Рублевки домика из бруса площадью 100 кв. м годовая страховка по полному пакету рисков обойдется всего в $900 при общей страховой сумме около $200 тыс. А кирпичный дом площадью в три раза больше, оборудованный пожарной сигнализацией, можно застраховать за $3,3 тыс. в год. При этом страховая сумма составит около $800 тыс., а застрахованным будет не только само строение, но и хозяйское имущество внутри дома. Плюс ко всему по такому договору страховщик обеспечит защиту от несчастного случая одному человеку из обслуживающего персонала в доме. 

Ландшафтное сооружение можно застраховать как от природных катаклизмов, так и от недобросовестных действий собственного садовника. Достаточно раз в год заплатить страховщику 0,7-0,8% от затраченных средств на создание ландшафта -- и можно рассчитывать по полное денежное возмещение его стоимости при наступлении страхового случая. 

Еще один вид страхования, доступный только обеспеченным гражданам, это страхование личных яхт и катеров. Яхту стоимостью от $3 млн можно застраховать от повреждений и угона за 0,8-1,2% от цены судна. Такие договоры стали очень популярными не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Поволжье. При этом, по словам главы компании "Ренессанс Страхование" Николая Клековкина, статистика страховых случаев по водным видам транспорта схожа с данными по страхованию автомобилей. "Фактически с каждой застрахованной яхтой что-то происходит,-- утверждает он.-- Яхты, как и машины, сталкиваются друг с другом, бьют бока при швартовке, налетают на мели. А одну из яхт нашего клиента угнали во время ее транспортировки". 

VIP-программы обязательно создаются и для добровольного медицинского страхования (ДМС) и страхования жизни. Например, в Страховом доме ВСК VIP-программа по ДМС начинается от $2 тыс. в год, в РОСНО -- от $1,3 тыс. для корпоративных клиентов и $2,5 тыс. для частных лиц. Как рассказал "Деньгам" руководитель департамента страхования жизни Страхового дома ВСК Алексей Храпов, чем больше страховая сумма по страхованию жизни и здоровья, тем более высокие требования страховщик предъявляет к предоставленной информации о состоянии здоровья клиента. Другими словами, в компании хотят убедиться, что их очередной миллионный по страховой сумме клиент желает действительно приобрести страховую защиту, а не оставить после своей скоропостижной смерти наследство за счет страховщика. Поэтому особенно дорогим клиентам приходится проходить тщательное медобследование перед заключением договора. 

Риски редкие, но меткие

Александр Косарев: «При страховании произведений искусства очень важен вопрос андеррайтинга — определения условий и стоимости страхования» 

Среди множества страховых VIP-программ есть и такие, которыми заинтересуются только очень богатые люди. Речь идет о страховании ценных произведений искусства, антиквариата и редких предметов из личных коллекций. Каждый владелец антикварной вещи становится для страховщика "випом". Как рассказал "Деньгам" начальник отдела страхования корпоративных клиентов "Ингосстраха" Александр Косарев, "к каждому такому клиенту мы применяем индивидуальный подход. В таком виде страхования очень важен вопрос андеррайтинга -- определения условий и стоимости страхования". 

Один из страховщиков признался "Деньгам", что страхование предметов искусства является своего рода испытанием для компании: "Риски очень редкие, но меткие". Если страховой случай все-таки наступает, то компании приходится компенсировать полную стоимость произведения искусства. Этот сектор страхования -- самый закрытый и непубличный. Страховщики утверждают, что коллекционеры все чаще обращаются к ним за защитой своих сокровищ. Впрочем, многие коллекционеры по-прежнему предпочитают обзаводиться собственными охранными системами, чтобы не засвечивать действительную стоимость дорогой вещи при страховании. 

При страховании предметов искусства страховщики никогда не возьмутся самостоятельно за оценку предметов из частных коллекций. В качестве партнеров по таким договорам у страховщиков выступают специалисты Третьяковской галереи и Эрмитажа, компании "Арт-консалтинг" и "Росэкспертиза". В страховании произведений искусства нет стандартных тарифов. Вилка страховых ставок в этом виде составляет от 0,2 до 5% от цены произведения и зависит от условий его хранения. Дорогие предметы искусства компании обязательно перестраховывают за рубежом. 

Представители страховщиков, обслуживающие VIP-контракты, в один голос утверждают, что могут застраховать все риски состоятельных клиентов, если это разрешено законом и у компании имеется лицензия на данный вид страхования. Правда, как заявил "Деньгам" замгендиректора "РЕСО-Гарантии" Игорь Иванов, его компания никогда не будет страховать наличные деньги и драгоценности, хранящиеся в домашнем сейфе, так как в этом случае очень легко симулировать страховой случай. 

Сила в деньгах

Стать VIP-клиентом у страховщика могут себе позволить и граждане среднего достатка, не владеющие редкими произведениями искусства, загородными замками и чудесами мирового автопрома. Дело в том, что ценность клиентов страховой компании прямо пропорциональна их страховым взносам. Чем больше денег страховщику достанется от клиента, тем лучше и разнообразнее будут его обслуживать. Игорь Иванов из "РЕСО-Гарантии" считает группу VIP-клиентов достаточно массовой. "Вход в VIP-зону для клиентов начинается у нас от $3,5 тыс. в год,-- рассказывает господин Иванов.-- Учитывая доходы граждан, особенно столичных, таких клиентов очень много". 

Кроме того, на VIP-обслуживание могут рассчитывать сотрудники предприятий, от которых зависит принятие решения о сотрудничестве организации со страховщиком. Звезды шоу-бизнеса и популярные светские персонажи также получат у страховщика особый сервис вне зависимости от того, какой продукт и по какой цене они купят. Страховщики очень гордятся своими застрахованными звездами: работники шоу-бизнеса могут использовать купленную страховку для собственного промоушна, а при наступлении страхового случая звезда сделает PR страховой компании в своем кругу. 

Наконец, для приобретения особого статуса у страховщика достаточно быть просто родственником влиятельного человека. "Записав жену крупного начальника без очереди к врачу по ДМС или быстро отремонтировав ее автомобиль, мы можем рассчитывать на дополнительные страховые договоры с предприятием ее мужа",-- признался представитель одного из страховщиков.