СМИ

Болезни роста

Международный страховой форум состоялся в середине сентября в Москве. Более ста участников собрались послушать топ-менеджеров крупнейших страховых компаний России и Европы, чиновников, страховых брокеров, представителей IТ-отрасли. Оно и понятно - обновить знакомства и укрепить интеллектуальный багаж весьма нелишне во время традиционного сентябрьского разогрева деловой активности.

Заседание открыл генеральный директор европейской страховой группы Ineas Лайтелиджин Ниек, обрисовавший основные тенденции развития европейской страховой отрасли и рискнувший высказать ряд прогнозов. Россиянам стоит внимательно прислушиваться к европейским коллегам - ведь, как следовало из последующего выступления зам. начальника отдела регулирования страховой деятельности департамента финполитики Минфина Елены Новосельской, на отечественном страховом рынке доминируют инвесторы из Европейского союза. Всего же в стране работают 39 страховщиков с участием иностранного капитала: 22 - с участием резидентов Евросоюза, 7 - США, 4 - СНГ, 2 - Швейцарии и 4 - с капиталом из других стран мира. Основным лейтмотивом выступления стали вопросы либерализации национального страхового рынка в преддверии вступления России в ВТО. По словам Новосельской, в Минфине рассматривают, какой из вариантов будет более приемлемым: повысить текущую квоту участия (25 %) или отменить ее.

Впрочем, мечты о варягах не должны овладевать умами российских страховщиков. На рынке по-прежнему немало внутренних сложностей, рассказал генеральный директор компании "АльфаСтрахование"

Владимир Скворцов. Как следует из его презентации, основными проблемами страхования в России является низкая лояльность персонала, высокая текучесть кадров, сложности как централизации, так и регионального развития бизнеса. Наконец, особо Скворцов выделил болезнь в ценообразовании на российском рынке - демпинг. По мнению докладчика, страховщики практикуют три разновидности: "неэффективный" демпинг, когда отсутствие достаточной актуарной базы приводит к необоснованному занижению тарифов; стратегический демпинг, при котором осознанное снижение тарифов рассчитано на формирование портфеля с долгосрочной перспективой получить прибыль; и вынужденный демпинг, порожденный необходимостью удержаться на том или ином сегменте рынка с неэффективным ценообразованием.

Безусловно, основным инструментом реализации ценовой политики остаются агентские сети, но при этом, по мнению генерального директора группы "Ренессанс Страхование" Николая Клековкина, в России значение агентов как канала продаж снизится в ближайшие годы. По его мнению, существующие сегодня каналы продаж страховых продуктов - агенты, автодилеры, международные страховые брокеры, корпоративные продавцы и отделения банков, через которые осуществляется страхование залогового имущества клиентов банков, - в ближайшие 3~4 года будут иметь меньший вес в общем объеме продаж. Через год-два, по мнению Клековкина, большая часть полисов будет продаваться посредством перекрестных банковских продаж (bancassuranse), телемаркетинга, при помощи российских страховых брокеров и продаж продуктов на рабочем месте.

- Николай Клековкин, генеральный директор группы "Ренессанс Страхование"

- Владимир Скворцов, генеральный директор "АльфаСтрахования"

- Николай Николенко, генеральный директор страховой группы "УралСиб"

- Дмитрий Бобровский, менеджер TopS BI, и Владимир Бирюков, гендиректор "АФМ Страховые консультанты и брокеры"

- Председателя совета директоров компании "Альянс РОСНО ЖИЗНЬ" Ханнеса Чопру (в центре) не пугают сложности рынка