В настоящее время наблюдаются проблемы с оплатой. Для покупки полисов используйте инструкцию.

СМИ

Ласточки прилетели

Страховой рынок отметил второй год действия закона об обязательном страховании автогражданской ответственности. Как и прогнозировалось, появились первые "ласточки" - банкроты. Оставшиеся игроки столкнулись с растущей убыточностью и пробелами в законодательстве

Александр Носов, аналитический центр "Эксперт-Урал"

За время действия закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) страховой рынок кардинально изменился. Перемены коснулись правил игры, количества компаний, качества обслуживания клиентов, а главное - отношения населения к самой идее страховаться. Посмотрим, как итоги двухлетия ОСАГО повлияли на страховой рынок Урала.

Стагнация рынка и ротация лидеров

В первом полугодии­2005 в Уральском регионе по добровольным видам страхования собрано 17,8 млрд рублей, а выплачено 6,6 млрд рублей. Если за шесть месяцев 2004 года рынок добровольного страхования увеличился на 14,5%, то в первом полугодии 2005го он сократился на 0,6. Налицо стагнация: задел, обеспеченный бурным ростом взносов в первый год действия ОСАГО, исчерпан.

Тенденция отказа от схемного (минимизирующего налоги) страхования попрежнему сильна: об этом говорят изменения в структуре собранной премии - страхование жизни сократилось на 41,6%. Однако на рынке присутствуют страховщики, которые предлагают исключительно этот вид услуг (например, "Скала-Гарант") или прибегают к нему частично (как Национальная страховая группа). Пристальное внимание Федеральной службы страхового надзора к компаниям, которые собирают большие суммы по страхованию жизни, заставляет их постепенно переориентировать бизнес на другие виды деятельности или приводит к отзыву лицензии (пример первого - Национальная страховая группа, изменившая стратегию, пример второго - лидер прошлых лет в этом виде Столичное страховое общество).

Личное и имущественное страхование показали незначительный прирост - 5,7 и 7,2% соответственно. Но если сравнить эти показатели с уровнем инфляции (выше 10%), то также можно говорить о сокращении этих сегментов рынка. Причиной сокращения страхования ответственности (на 21%) послужил массовый отказ от добровольной "автогражданки".

Теперь о компаниях. Традиционно на Урале первое место по добровольным видам страхования занимает Согаз, однако компаниялидер демонстрирует отрицательный рост. Улучшил позиции Росгосстрах, переместившись с четвертой на вторую строку, опередив Национальную страховую группу. КапиталЪ Страхование уступил одну позицию и занимает четвертое место. Общая характеристика четырех лидеров - отсутствие роста. Замыкает пятерку Югория, переместившаяся на одну позицию вверх. Ее динамичное развитие связано с желанием превратиться из регионального лидера в компанию федерального уровня.

Итоги ОСАГО

Ситуация на рынке ОСАГО также не слишком благоприятна. В Уральском регионе собрано 3,2 млрд рублей, а выплаты составили 2,1 млрд рублей. Прирост взносов - 6,1%, что, если сравнивать с уровнем инфляции, говорит о снижении рынка. А вот выплаты растут опережающими темпами - 40,3%, причем 93% из них приходится на компенсацию ущерба имуществу, и только 7% - жизни и здоровью. Среди причин стагнации в ОСАГО укажем на главную: рынок достиг насыщения, рост возможен только за счет приобретения населением новых более мощных автомобилей.

Практически половину рынка ОСАГО на Урале (45%) контролирует компания Росгосстрах. По 4% рынка держат ЮжУрал­АСКО, РЕСОГарантия и Югория, в руках остальных менее чем по 3%.

Уровень выплат за два года действия закона вырос с 3,6 до 64,8%. У 13 компаний рейтинга он превышает 77%. Напомним, что 77% - это предел для страховщиков. По оценкам Федеральной службы страхового надзора, он может быть достигнут уже к концу 2005 года. К началу 2006 года уровень выплат рискует дойти до 80%, а к осени 2006 года - преодолеть 100процентный порог. В первую очередь кризис роста убыточности коснется компаний, представленных преимущественно на рынках крупных городов и севера Тюменской области. 

Интересная ситуация складывается в сельской местности. По прогнозу начальника отдела автострахования филиала Росгосстраха в Тюменской области Сергея Окунева, число заключенных договоров по ОСАГО будет снижаться: "Жители сельской местности снимают с учета автотранспорт, чтобы не платить транспортный налог и не покупать страховку. А автовладельцу проще договориться с гаишником - за деньги или, например, привезти ему сено".

Постфактум

Введение ОСАГО кардинально изменило страховой ландшафт Урала. Для завоевания рынка и удержания на нем позиций компании вынуждены были развернуть филиальные сети. Даже в небольших городках сейчас работает по нескольку страховых компаний, в результате обо­стрилась борьба за клиента. Но страхование действительно стало территориально доступно.

Для работы в сегменте ОСАГО страховщики должны были вложить значительные средства. По словам первого вицепрезидента Росгосстраха Дмитрия Маркарова, "объем инвестиций в развитие инфраструктуры составил порядка 300 млн долларов. Одни компании, прекрасно осознавая убыточность этого вида, начали вкладывать определенную законом часть собранной премии в создание современной инфраструктуры, то есть работать на перспективу, другие - проедать. У первых развивались сети продаж, урегулирования убытков, и в целом их структура приобрела современный вид, сопоставимый с тем, который имеют страховщики на Западе. Вторые подошли к двухлетней годовщине ОСАГО с большими проблемами. В итоге на сегодняшний день уже четыре компании, занимающиеся ОСАГО, потеряли лицензии, у некоторых лицензии на ОСАГО приостановлены".

Среди компаний, у которых отозвали лицензию, - Авест, "Доверие", ЗападноСибирская транспортная страховая компания (ЗСТК), Евро­Азиатская страховая компания (ЕАСК). Последние две работали в Уральском регионе. От действий ЗСТК пострадало более 39 125 страхователей, ЕАСК - 5830 клиентов. Резонный вопрос, к кому перейдут обязательства банкротов, в законодательстве до конца не урегулирован. Одна из причин финансового краха компаний - ориентация на локальные рынки, где очень сложно сформировать сбалансированный страховой портфель. Поэтому в ближайшей перспективе можно прогнозировать дальнейшее сокращение участников рынка, особенно за счет местных страховых компаний.

Положительная "автогражданка"

За прошедшие два года об ОСАГО было сказано много и хорошего, и плохого. Сейчас можно с уверенностью утверждать: большинство автовладельцев относятся к "автогражданке" положительно. По данным соцопроса, проведенного Центром стратегических исследований Росгосстраха, за время действия закона об ОСАГО каждый четвертый из тех, кто заключил договор, побывал в ДТП и обратился за помощью к страховщику. При этом более 60% остались довольны тем, как их обслужили в страховой компании.

Методы и информация

Компании ранжированы по размеру страховых взносов по добровольным видам страхования. В качестве вспомогательных приведены показатели страховых премий в региональном разрезе, по отдельным видам страхования, а также размер выплат, динамика взносов.

Для подготовки рейтинга собраны данные по 120 страховым компаниям. В рейтинге представлены 100 крупнейших компаний, включая филиалы инорегиональных страховщиков. Анкеты для участия в рейтинге разосланы 80 компаниям, заполнили их 30 страховщиков. Все федеральные компании участвуют в рейтинге только в рамках операций, осуществляемых на территории Уральского региона.

Помимо сбора статистических данных, проведен экспертный опрос по итогам двухлетия действия закона об ОСАГО.

Но общественное мнение зависит не только от страховых компаний. На полноту и скорость получения выплат влияют также результаты работы ГИБДД и оценщиков. И здесь не все однозначно. Начальник отдела выплат Управления регионального развития страховой группы "Спасские ворота" Юрий Щербаков делится впечатлениями: "Взаимоотношения с ГИБДД и оценочными компаниями не всегда удовлетворяют нашим требованиям. Должностные лица ГИБДД не предоставляют информацию по запросам страховщика, имеются претензии к оформлению административного материала. Отчеты независимых экспертных организаций не соответствуют требованиям закона об оценочной деятельности в части объективности и оформления. Отсутствует единый реестр экспертовтехников. Происходит монополизация оценочного рынка, что не способствует повышению качества составляемых отчетов".

Но есть и положительные примеры взаимоотношений с органами ГИБДД. Опытом делится директор Магнитогорского филиала САК "Энергогарант" Сергей Мальцев: "Нами разработана целевая программа, одобренная администрацией Магнитогорска, по взаимодействию с ГИБДД с целью повышения безопасности дорожного движения. В прошлом году установлено 16 дорожных знаков со светоотражающим покрытием, в этом - модернизированы три перекрестка, в частности светофорные линзы заменены на блоки со светоизлучающими диодами. В 2006м намечена замена светофоров еще на трех перекрестках. Указанные мероприятия осуществляются на тех дорогах, где выявлена наибольшая аварийность на основании данных ГИБДД и анализа выплат страховых возмещений, произведенных нашим филиалом".

Законодательные пробелы

Закон об ОСАГО готовился в спешке, поэтому абсолютно естественно, что два года его работы выявили пробелы и недостатки. Опрошенные в ходе исследования руководители страховых компаний Урала указали практически на одни и те же спорные моменты.

Директор филиала "Ренессанс Страхование" в Уфе Сергей Лапаев предлагает провести следующие изменения: "Исключить базовую ставку страхового тарифа и коэффициент, зависящий от мощности двигателя автомобиля, а вместо них ввести тариф мощности. Привязку территориального коэффициента производить не к собственнику, а к лицам, допущенным к управлению, и брать среднее арифметическое. Отменить положение, по которому причинение вреда при движении транспортного средства по внутренней территории организации не относится к страховым случаям. Ситуацию, когда вред причинен при управлении транспортным средством в состоянии опьянения или виновное в этом лицо скрылось с места ДТП, не считать страховым случаем. Коэффициент бонус­малус увеличивать пропорционально произведенным выплатам, а уменьшать - более прогрессивно. Наконец, справку из ГИБДД признать первичным актом осмотра".

Сергей Мальцев предлагает "исчислять сроки осуществления страховой выплаты в рабочих днях, а не в календарных. Предусмотреть возможность отсрочки выплаты до получения страховщиком ответов на его письменные запросы в компетентные органы, если показания участников ДТП противоречивы или есть неточности (двусмысленные трактовки) в документах. Расписать случаи, в которых страховщик имеет право требовать компенсации ущерба с виновной стороны: например, при отсутствии водительского удостоверения и/или свидетельства о регистрации и/или доверенности на управление транспортным средством и/или талона прохождения государственного технического осмотра. Четко прописать и полно раскрыть все определения и понятия, которые встречаются в законе и правилах ОСАГО. Предусмотреть санкции, которые возникают при нарушении потерпевшим или страховщиком своих обязанностей. Для удобства страхователей­"дачников" минимальный период использования транспортного средства установить не шесть месяцев, а три (например, только на лето). Ввести полисы выходного дня".

Коллег дополняет Всеволод Кириенко, начальник отдела экспертизы и выплат Екатеринбургского филиала РОСНО: "Для упрощения работы компаний и в интересах водителей нужно предусмотреть возможность обращения клиента по договору добровольного страхования автомобиля в свою страховую компанию с тем, чтобы она в дальнейшем взыскивала причиненный ущерб с виновной стороны".

К предложениям страховщиков присоединяются и парламентарии. Так, законопроект, выдвинутый главой Всероссийского союза страховщиков Александром Ковалем и его коллегой депутатом Андреем Шевелевым, предполагает увеличение страховых сумм (в действующей редакции закона существует ограничение на общий размер выплат по страхованию имущества и жизни на всех пострадавших 160 и 240 тыс. рублей соответственно). Также депутаты предлагают обязанности сбора документов и запросов переложить с пострадавшей стороны на страховую компанию, с которой заключен договор.

Минфин говорит об изменении страховых тарифов. Территориальный коэффициент для населенных пунктов с числом жителей менее 10 тыс. человек увеличится с 0,4 до 0,5: это коснется 15% автовладельцев страны. Дополнительно за заключение договора страхования им придется заплатить 200 рублей. Для населенных пунктов с числом жителей 10 - 50 тыс. человек территориальный коэффициент уменьшится с 0,6 до 0,5.

Новации

Заметим, однако, что одних изменений в законодательстве недостаточно. Они могут улучшить положение страхователей и упростить работу страховщиков, но на растущую убыточность повлиять не в состоянии. Необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных не на ликвидацию последствий ДТП, а на их предупреждение. Должна сработать превентивная функция страхования.

Интересным опытом поделилась Людмила Логинова, директор управления по работе с персоналом компании "Северная казна", побывавшая у коллег во Франции: "Чтобы снизить аварийность, здесь значительно ограничили скорость на трассах, повсеместно установили электронные радары, ужесточили штрафы, ввели лишение прав и уголовную ответственность за нарушения. Французские страховщики уже 20 лет практикуют направление страхователей, побывавших в ДТП и получивших выплаты, на стажировку в центры предупреждения аварий. Водители, прошедшие подготовку, не только приобретают навыки безаварийной езды, но и экономят на страховке: к тарифу не применяется повышающий коэффициент. Статистика показывает, что 90% стажеров больше не попадают в аварию". По словам директора "Северной казны" Александра Меренкова, затраты на подобного рода обучение оправданы. Компания не исключает перспективы создания подобного центра в Екатеринбурге.

Таким образом, введение ОСАГО побудило многих страховщиков развивать розничные продажи, создавать агентские сети, совершенствовать сервис и страховую инфраструктуру. Но ноша ОСАГО оказывается некоторым не по силам. Поэтому страховой рынок будет сужаться: как за счет банкротств компаний, добровольного ухода с рынка, так и путем консолидации бизнесов