СМИ

В ОСАГО останется 10-15 страховщиков

Автострахование остается самым крупным и динамично развивающимся сектором рынка страхования частных лиц. В 2004 году сборы по автострахованию составили, по разным оценкам, $2,9-$3,1 млрд. Рынок продолжит развиваться высокими темпами — к 2010 году, благодаря росту автопарка и развитию автокредитования, сборы страховщиков могут вырасти до $12,2 млрд. 

Вначале был Госстрах 

Автострахование стало первым популярным видом страховой защиты в России. Полис можно было купить и в советские времена, когда на весь СССР единственным страховщиком был Госстрах. Однако этот вид страхования не пользовался большой популярностью. «Тогда рынок жил за счет имущественного и накопительного страхования, машин было немного, поэтому этот сегмент не развивался»,— рассказывает заместитель гендиректора компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов.

Рынок страхования автомобилей начал формироваться в начале 1990-х, когда появились первые некоммерческие страховщики, а автопарк стал расти быстрее за счет иномарок. Выросшее, как следствие, количество аварий на дорогах и случаев угона заставляло автовладельцев задумываться о страховании. 

Именно на страховании автомобилей поднялась одна из первых негосударственных компаний — АСКО, которая смогла составить конкуренцию «Росгосстраху». Но основная масса страховщиков побоялась выходить на этот рынок, поскольку считала его очень рискованным. «Тогда не было достаточной инфраструктуры и денег для ее развития»,— рассказывает гендиректор компании «Стандартрезерв» Виктор Юн. По его словам, несколько лет спустя страховщики, заработавшие первые средства на схемах и кэптивном страховании, стали смотреть на этот рынок как на более перспективный. 

Для многих из них автострахование оказалось чересчур сложным. В середине 1990-х, вслед за первым подъемом, начались и первые крахи страховщиков. На автостраховании разорились, например, НАЛКО, АСКО, «Народный резерв», «Континент-полис». 

«Первые банкротства здорово напугали других страховщиков и их клиентов»,— вспоминает Иванов. Тем не менее сейчас это самый динамичный рынок. 

По данным консалтинговой компании Princeton Partners Group (PPG), c 2002 по 2004 годы рынок автострахования вырос почти в пять раз— с $0,6 млрд до $2,9 млрд, что соответствует среднегодовому темпу роста в 123%. 

ОСАГО помогло 

Ключевую роль в быстром росте автострахования в последние два года сыграло введение 1 июля 2003 года обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Иванов считает, что введение ОСАГО стало переломным моментом и послужило новым стимулом к развитию рынка. «Во многих компаниях доля автострахования увеличилась, многие просто перепрофилировались, и этот бизнес стал для них доминирующим»,— говорит он. 

Напротив, член правления и директор по маркетингу и поддержке клиентов компании «АльфаСтрахование» Евгений Белобородов убежден, что ОСАГО не сильно повлияло на рынок. Тем не менее за первый полный год действия закона, с июля 2003 года по июль 2004, по данным Российского союза страховщиков (РСА), компании собрали по этому виду страхования $1,76 млрд, что значительно превысило прогнозы аналитиков. По информации РСА, в 2004 году было продано 26,2 млн полисов, что примерно на 2 млн превышает количество автопарка легковых автомобилей в стране. 

Введение ОСАГО сформировало новый рынок массового страхования и привело к страховщикам автовладельцев, большая часть которых ранее не имела опыта страхования. По словам начальника отдела развития бизнеса «Ренессанс Страхования» Дмитрия Пионтковского, это помогло продемонстрировать работу страховых компаний большему количеству людей и послужило стимулом к продажам других видов страхования. 

В связи с введением ОСАГО эксперты прогнозировали снижение интереса к добровольным видам автострахования. 

Однако прогнозы не оправдались. По оценкам аналитиков из Объединенной финансовой группы (ОФГ), именно страхование каско автомобилей стало в 2004 году лидирующим сегментом открытого (без схем и кэптивных взносов) рынка страховых услуг: взносы по этому виду страхования прибавили 74% по сравнению с предыдущим годом. 

Если в 2002 году сборы по каско составили $590 млн, в 2004 они достигли $1,3 млрд. 

По оценкам ОФГ, средний годовой прирост страхования каско составил в 2001-2004 годах 88%. Белобородов оценивает рост добровольного автострахования в 40% в год. Но даже при этом он считает, что ни один другой сегмент не показывает таких результатов. 

«Оказалось, что введение „автогражданки” только послужило дополнительным стимулом к развитию каско»,— заключает Юн. 

Тарифы растут 

Спрос на автострахование разогревает рынок — страховщики корректируют тарифы в сторону повышения. Тарифы пересматриваются не реже, чем раз в год, и меняются они в зависимости от роста цен на ремонт, инфляции и числа угонов автомобилей. Иванов шутит, что в 1990-х не было ни одного джипа «Чероки», не побывавшего в угоне. Не так давно, по его словам, самой популярной у воров была «Шевроле-Нива». «Сейчас у преступников в почете седаны „Хонда”, поэтому мы вынуждены повышать тариф»,— добавляет он. 

В страховом доме ВСК, по утверждению руководителя департамента страхования транспортных средств Владимира Антипова, корректировка тарифной сетки происходит дискретно. «Мы проводим мониторинг собранного портфеля, соответственно корректируется политика компании»,— говорит он. 

Юн отметил, что в компании «Стандарт-резерв» тарифы пересматривались только вверх. «Потому что инфляция опережает рост цен на машину.

Если раньше тарифа в 5% хватало на то, чтобы купить запчасти, краску и заплатить за работу, то сейчас те же работы стоят в полтора раза дороже, а стоимость машины остается прежней»,— объясняет он. По словам Белобородова, в «АльфаСтраховании» тарифы растут постоянно. «Связано это главным образом с тем, что компании научились реально считать убыточность. Мы определяем тариф из расчета, насколько убыточна та или иная марка, тот или иной клиент»,— говорит он. По утверждениям страховщиков, встречаются и случаи понижения тарифов — если компания пытается захватить определенный сегмент рынка, например, страхования новых автомобилей определенной марки. 

До $12,2 млрд к 2010 году 

Из двух сегментов автострахования — добровольного каско и ОСАГО — первый, по мнению аналитиков, обладает наибольшим потенциалом роста в ближайшие пять лет. 

Рынок ОСАГО сегодня достиг 80-90% насыщения — большая часть автолюбителей застраховала свою ответственность. 

Поэтому рост «автогражданки» будет определяться в первую очередь динамикой обновления автопарка, которая составляет в среднем 6% в год, и, по мнению аналитиков из PPG, к 2010 году составит около $2,4 млрд, что соответствует 5-10% среднегодового роста. 

Это станет возможным благодаря росту числа автомобилей в России. По оценкам PPG, количество легковых автомобилей за пять лет увеличится с 24,5 млн до 34 млн. Аналитики из ОФГ, впрочем, не исключают, что после 2008-2009 годов рынок обязательной «автогражданки» ждет стремительный рост из-за либерализации цен на ОСАГО. В этом случае сборы по ОСАГО увеличатся до $5,2 млрд. 

Все эксперты сходятся во мнении, что в ближайшее время следует ожидать существенных изменений в убыточности ОСАГО. Руководитель департамента стратегического маркетинга компании «Росгосстрах» Алексей Зубец оценивает убыточность ОСАГО в 65%. «Этот показатель будет только расти минимум до 75%»,— уверен он. 

Результатом роста убыточности может стать разорение мелких компаний. По мнению Юна, ОСАГО будет способствовать «вымыванию» с рынка несостоятельных компаний. В результате рынок ОСАГО, по оценкам PPG, консолидируется вокруг 10-15 крупнейших страховщиков. 

Рост и качественное улучшение автопарка будут способствовать увеличению сборов по добровольным видам автострахования. Этому должно помочь развитие автокредитования. Сегодня около 20% автомобилей приобретают в кредит, а по оценке PPG, в течение ближайших пяти лет может быть выдано кредитов на покупку 4,5 млн машин. Таким образом, к 2010 году доля кредитных автомобилей может возрасти до 50%. 

«С развитием автокредитования, которое без покупки ОСАГО и каско невозможно, начнется увеличение доли импортных машин, как следствие — резкое увеличение рынка добровольного автострахования»,— отметил Виктор Юн. 

Алексей Зубец убежден, что требования банка застраховать кредитуемый автомобиль ни при чем. «В основном играет роль личное желание автовладельцев защититься от рисков, а не политика банка»,— считает он. 

Результатом должен стать рост сборов по добровольному автострахованию с $1,3 млрд по итогам 2004 года до $5,3 млрд к 2010. Это — прогноз PPG, который соответствует среднегодовому приросту в 26%. Он совпадает с оценками «АльфаСтрахования». «По нашим подсчетам, рынок автострахования без учета ОСАГО к 2010 году составит около $4,5-5 млрд»,— говорит Белобородов. Аналитики ОФГ смотрят на рынок оптимистичнее, прогнозируя к 2010 году объем сборов по каско в $7,0 млрд.