СМИ

Врачебная тайна раскрыта

ПОЛИС добровольного медицинского страхования становится не только частью социального пакета, но и тонким инструментом кадровой политики, под воздействием которого вялый и болезненный персонал фирмы здоровеет и начинает азартно продвигаться по служебной лестнице. Ведь чем выше должность, чем больше медицинских услуг, вылеченных зубов и других дополнительных благ к ней прилагается.

Сервис в ассортименте

Интерес руководства компаний к корпоративным программам ДМС растет не случайно. Дело в том, что перед корпоративным клиентом, в котором страховщик заинтересован намного больше, чем в индивидуальном, открываются куда более широкие возможности. "Корпоративные клиенты могут выбирать программы и по составу лечебных учреждений, и по стоимости программ, и по набору дополнительных услуг, - утверждает Максим Сенчихин, директор Департамента личного страхования страховой компании НАСТА. - Для индивидуального клиента все, как правило, ограничивается заранее определенной конфигурацией страхового продукта и не предусматривается каких-либо вариантов".

Если физическое лицо обычно довольствуется стандартными продуктами - амбулаторно-поликлиническим обслуживанием, стационарным лечением и услугами "скорой помощи", возможности выбора корпоративного клиента намного шире. Корпоративные программы страховой компании "Московия" предусматривают не только прикрепление персонала корпоративного клиента к поликлинике, но и свободное посещение ведущих медицинских учреждений, таких как ЦНИИ стоматологии, ЦИТО, РНЦ акушерства и гинекологии РАМН, Институт эндокринологии. "По желанию корпоративного клиента возможно создание эксклюзивной комплексной медицинской программы, в которой могут быть предусмотрены услуги специализированных медицинских учреждений МНТК "Микрохирургия глаза", НИИ нейрохирургии им. Бурденко, Российского кардиологического НПК для проведения профилактических медицинских осмотров сотрудников и организация реабилитационно-восстановительного лечения в лечебно-санаторных учреждениях", - говорит Елена Бабичева, начальник отдела ДМС компании "Московия".

VIP-клиент не слышит "нет"

Конечно, подобные программы корпоративному клиенту обходятся  недешево, поэтому большинство компаний выбирает для мелкого персонала скромные стандартные программы, зато топ-менеджерам предоставляют возможность лечиться с шиком.

- Если зарубежные компании чаще предлагают сотрудникам единую для всех программу, то руководство отечественных предприятий менее демократично в этом отношении, - говорит Анастасия Буевская, вице-президент страхового общества "Россия". - Существует два основных подхода. В первом случае при одинаковом перечне медицинских услуг предлагаются медицинские учреждения различных ценовых категорий. Во втором - различен как набор медицинских услуг, так и список медицинских учреждений, включенных в программу страхования.

Поскольку топ-менеджеры не могут тратить драгоценные минуты своей жизни на посещение докторов и сдачу анализов, медпомощь приходит к ним сама. По словам Владимира Тихонова, вице-президента "Межотраслевого страхового центра", специалистам высшего звена многие виды помощи оказываются на дому или в офисе - например, консультации врачей, зачастую с индивидуальным подбором специалиста, забор анализов, физиотерапевтическое лечение и массаж. Кроме того, "VIP-клиент может вызвать "скорую помощь" родственникам, партнерам по бизнесу, заказать для них любую медицинскую услугу, даже если они не застрахованы. Мы доверяем своему клиенту и знаем, что эти услуги будут оплачены в дальнейшем. То есть для VIP-клиента не существует слова "нет", - утверждает Владимир Тихонов.

"Энергогарант" предлагает для VIP-клиентов услуги личного доктора, который находится на круглосуточной связи с застрахованными, медицинскую помощь и сопровождение клиента в период командировок. А также специализированные программы - такие как "Программа раннего выявления заболеваний", "Программа раннего выявления и лечения ишемической болезни сердца", "Программа раннего выявления заболеваний молочных желез". В компании НАСТА для топ-менеджеров предусматривается возможность по телефонному звонку на круглосуточный медицинский пульт компании включать в списки застрахованных сотрудников, согласовывать оказание медицинской помощи в экстренных ситуациях. При этом VIP- клиенту доверяют в компании, оставляя формальные процедуры на более удобное для него время. "Ренессанс Страхование", как рассказала нам член правления компании Сирма Готовац, предлагает этой категории застрахованных расширенный пакет, включающий стоматологическое протезирование, иммунологические обследования, ведение беременности и сопровождение родов, а также личного врача, являющегося и "медицинским адвокатом", в функции которого входит контроль над оказанием медпомощи, организация приемов у врача, консультации.

Эксклюзивный полис

При заключении договора корпоративного ДМС страховщик учитывает профиль деятельности компании и старается так сформировать программу, чтобы сотрудники предприятия могли получить именно те виды медицинской помощи, в которой они более всего нуждаются. "Например, предприятие занимается сортировкой и огранкой алмазов. Его сотрудникам очень важно следить за состоянием органов зрения и периферической нервной системы, так как работа этих систем во многом определяет производительность их труда. Поэтому в программу страхования необходимо включить специализированный офтальмологический центр и клинику нервных болезней", - объясняет Владимир Тихонов.

Чтобы оценить риски, которым подвергаются сотрудники, эксперты страховой компании тщательно исследуют условия их труда. Как рассказала Наталья Иванова, директор департамента личного страхования компании "Энергогарант", перед заключением договора эксперты изучают особенности производства, риски, которые влияют на состояние здоровья сотрудников, и множество других факторов. Например, руководящий состав подвержен стрессовым ситуациям, и как следствие - заболеваниям сердечно-сосудистой и нервной систем. У работников офисов чаще всего встречаются остеохондрозы шейного и поясничных отделов позвоночника, дисциркуляторная энцефалопатия, сопровождающаяся головными болями. Электрики, монтажники, сварщики, выполняющие работы на высоте или под землей, подвержены различным травмам, ожогам, простудным заболеваниям. По мнению гендиректора страховой компании "Отечество" Павла Иванушко, программы ДМС для сотрудников строительных организаций должны включать хирургическую и травматологическую помощь, для офисных работников в программу ДМС могут быть включены лечебный массаж, лечебная физкультура, а для сотрудников транспортных предприятий - консультации флеболога и хирурга-ортопеда.

Есть специфические риски и у банковских служащих. "Для сотрудников одного банка мы ежегодно проводим диспансеризацию на рабочем месте с привлечением невропатолога и офтальмолога. Осмотры этими специалистами рекомендованы для людей, чья профессия связана с длительной работой на компьютере", - утверждает Максим Наумов, замначальника управления медицинского страхования страховой компании "Прогресс-Гарант".

О том, чтобы страховщики учли специфику компании, должен позаботиться сам корпоративный клиент. "Сегодня в крупные компании приходят молодые грамотные менеджеры по персоналу, которые проводят тендеры с учетом специфики предприятий, - утверждает Надежда Кулакова, главный специалист отдела андеррайтинга центра медицинского страхования страховой группы "УралСиб". - Так, высокотехнологичные предприятия большое внимание уделяют ЛПУ с высококачественной офтальмологией. Для промышленных предприятий важно присутствие "врача офиса". А стоматологические услуги необходимы компаниям любой сферы деятельности".