В настоящее время наблюдаются проблемы с оплатой. Для покупки полисов используйте инструкцию.

СМИ

В стране лилипутов

Крупный российский бизнес давно и прочно дружит со страховыми компаниями. И в основном весь этот рынок уже давно поделен между страховщиками. Поэтому в последние годы наметилась основательная тенденция миграции страховщиков в сторону малого и среднего бизнеса. Объемы потенциального рынка аналитики страховых компаний оценивают как значительные, однако, как и в других сегментах рынка, здесь тоже существуют весомые факторы сдерживания спроса.

Представители различных страховых компаний дают разные оценки объему рынка страхования малого и среднего бизнеса. Руководитель центра продаж юридическим лицам Страхового дома ВСК Роман Фролов отмечает, что специалистами давалась оценка до 120 млн. долл., на сам относится к ней скептически: "По-моему, цифра должна быть примерно в два-три раза меньше". Руководитель проекта центра страхования ответственности компании РОСНО Денис Зенка приблизительно оценивает объем рынка страхования малого бизнеса как 30-50 млн. долл.

В российском законодательстве нет четких критериев для малого и среднего бизнеса. Поэтому многие страховщики вырабатывают свои параметры, под которые, как правило, подходят предприятия с оборотом до 1 млн. долл. и численностью в среднем 100-200 человек. Соответственно, для привлечения клиентуры к таким организациям применяются более упрощенные правила по оформлению полисов, чем для крупных компаний.

Обычно предприятия малого и среднего бизнеса страхуют свое имущество, собственное или арендованное (транспортные средства, здания, оборудование, товар в обороте), ответственность перед третьими лицами, грузы (товары в пути), используют медицинское страхование сотрудников, страхование имущества сотрудников. Однако причины, заставляющие средний и малый бизнес страховаться, обычно далеки от добровольных. Как следует из исследования, проведенного весной этого года компанией "Ренессанс Страхование", среди предприятий малого и среднего бизнеса лидирует обязательное страхование автогражданской ответственности. При страховании имущества часто покупать полис малые и средние предприятия заставляют контрагенты, например, банки или лизинговые компании.

Впрочем, нельзя однозначно утверждать, что малые предприятия лишь вынужденно прибегают к услугам страховщиков. "К сожалению, как правило, страховым компаниям приходится сталкиваться с ответом "нет средств". Хотя в среде малого и среднего бизнеса существует большой потенциал для развития ДМС, страхования от несчастных случаев. Недостаточно широко используется страхование грузов, хотя потери бывают большие", - поясняет начальник управления комплексного страхования компании "РУКСО" Татьяна Фетисова.

Стандарт проблем

Комментируя рынок страхования малого и среднего бизнеса, страховщики отмечают, что проблемы развития стандартны: свободные денежные средства предпочитают использовать на иные цели, нежели страхование - например, на развитие производства, несмотря на то, что, как отмечает начальник отдела имущественного страхования "РК-гарант" Светлана Жигарева, стоимость страхования по сравнению со стоимостью имущества невелика и составляет в среднем от 0, 15 до 0, 5 %.

Участники рынка говорят, что страхование имущества малых предприятий по сравнению со страхованием крупных стоит несколько дороже из-за того, что при калькуляции страхового тарифа во внимание принимаются в том числе и объемы страхования. Тем не менее страховое покрытие, предлагаемое сегменту малых и средних предприятий, незначительно отличается от покрытия для крупных клиентов. Например, РОСНО предлагает программы "от всех рисков" и "по новой восстановительной стоимости". "Мы всегда стараемся обратить внимание руководителей на разницу в страховании объекта по балансовой остаточной и по балансовой восстановительной стоимости. На этом пытаются сэкономить, причем напрасно - при наступлении страхового события придется доплачивать за счет собственных ресурсов", - поясняет Фетисова.

Недострахование объектов является одной из главных проблем при страховании малого и среднего бизнеса, в свою очередь это приводит при страховом случае к негативной реакции страхователей из-за недостаточности возмещения нанесенному ущербу. "Невозможно обеспечить полное возмещение убытков за счет недорогого страхования. Причиной этого является то, что основным критерием при выборе страхового продукта по-прежнему является низкая стоимость полиса. Такая экономия приводит к почти полному отсутствию страховой защиты от реальных рисков", - комментирует управляющий продуктом "РЕСО-Гарантия" по имущественному страхованию физических лиц и предприятий малого и среднего бизнеса Аркадий Бобиков. Как правило, при увеличении страховой суммы тариф снижается, таким образом, при страховании в крупном бизнесе в относительном значении стоимость страхования может быть более низкой, но в абсолютном - соответственно выше.

По мнению Жигаревой, вероятность наступления страхового события по договорам страхования малого бизнеса ничем не отличается от вероятности наступления страхового события по договорам страхования крупного бизнеса. Страховые случаи происходят довольно часто, а уровень убыточности из года в год растет. Опрошенные "Русским полисом" страховщики отмечают, что уровень убыточности при страховании среднего и малого бизнеса в последние годы достигает 30 %.

По словам заместителя генерального директора компании "КапиталЪ Страхование" Дмитрия Боткина, на крупных предприятиях реализована система управления рисками, что снижает работу страховщика по оценке риска. Тогда как на предприятиях малого бизнеса страховщикам приходится самим проводить всю работу по оценке риска. Это, в частности, и обуславливает более высокие тарифы. Кроме того, страховые компании ведут борьбу за крупные предприятия порой посредством демпинга.

Сегмент ответственности

Руководители предприятий зачастую недооценивают риски гражданской ответственности перед третьими лицами. Страхование ответственности востребовано либо в сферах, где высок риск причинения вреда клиентам, например, химчистки, автосервисы, предприятия ЖКХ, некоторые виды профессиональной деятельности, либо по требованию партнеров, например, на рынке лизинга. По оценке Дениса Зенки, этот сегмент страхования находится в стадии роста, который будет продолжаться в дальнейшем, причем скорее всего нарастающими темпами.

Участники рынка отмечают, что при страховании гражданской ответственности малых предприятий требуется некоторая адаптация страховых продуктов, поскольку необходимо найти оптимальное соотношение размера страхового покрытия и размера страховой премии. "Определенные сложности может вызывать то, что, как правило, страхование субъектов малого и среднего бизнеса осуществляется без франшизы (иногда она крайне нежелательна для предпринимателя), что может приводить к необходимости рассматривать большое количество мелких убытков, размер которых меньше расходов на проведение экспертизы", - поясняет Зенка.

Очевидно, для того чтобы продвинуть страхование в среду малого и среднего бизнеса, необходима определенная воля государства, например, либеральные меры в виде налоговых послаблений. Это позволит "малышам" освободить некоторую часть финансовых ресурсов и пустить их на цивилизованное укрепление защиты своих интересов.

***

Объем рынка страхования малого и среднего бизнеса эксперты оценивают до 30-50 млн. долл.